Художники эпохи Просвещения Живопись французского рококо Жермен Боффран Франсиско Гойя Романтическая скульптура Поздние работы Моне Поль Сезанн. «Натюрморт с яблоками» Одри Бердслей. «Саломея»

Художники эпохи Просвещения


Англия

Уильям Хогарт. Он пирует в таверне Оргия. Из серии «Карьера мота» Холст, масло. 62,2 х 74,9 см. Музей сэра Джона Соуна, Лондон

Живопись французского рококо, начиная с Ватто, имела определяющее, хотя и непризнанное, влияние по ту сторону Ла-Манша и, по существу, способствовала возникновению первой со времен средневековья школы английской живописи, имевшей не только местное значение.

Хогарт. Самый ранний из этих художников, Вильям Хогарт (1697—1764), заявил о себе в 1730-х годах созданием нового вида живописи, который можно охарактеризовать следующим образом: «современная моральная тематика... похожая на театральные постановки». Хогарт хотел, согласно его высказыванию, чтобы о нем судили как о драматурге, даже если его «актеры» могли лишь «показываться молча». Эти картины, а также гравюры, которые он производил на их основе для массовой продажи, имели вид серий, причем для создания последовательного единства детали в каждой сцене повторялись. «Моральные пьесы» Хогарта учат, на своих устрашающих примерах, присущим среднему классу добродетелям. Художник изображает то сельскую девушку, прельстившуюся на соблазны модного Лондона, то порочность коррумпированных выборов, то волокит-аристократов, которых инте
ресуют в жизни лишь губительные удовольствия и которые женятся на богатых женщинах низкого происхождения ради их состояний, чтобы вскорости их промотать. Он стал — может быть, первым в истории искусства — ярко выраженным социальным критиком.

На картине «В таверне» (илл. 317) из серии «Карьера мота» изображен юный волокита, злоупотребляющий вином и женским полом. Изображенная сцена полна всевозможных визуальных намеков — полный их перечень занял бы целые страницы, не говоря уже о постоянных отсылках к соседним эпизодам. Хотя сюжет картины весьма литературен, она очень привлекательна. Хогарт сочетает искрящуюся фантазию, чем-то напоминающую нам Ватто, с увлечением описательностью во вкусе Стена (сравн. илл. 312, 300). Он так увлекателен, что мы с удовольствием воспринимаем его проповедь, не особенно ужасаясь ее содержанием.

К моменту кончины Людовика XIV в 1715 году диктаторская власть Академии была уже преодолена и повсеместно распространилось влияние Рубенса и великих венецианцев. «Рубенсисты» окончательно взяли верх два года спустя, когда живописец Жан-Антуан Ватто (1684—1721) был допущен в Академию за его «Паломничество на остров Киферу»

Художественную манеру Жана-Батиста- Симеона Шардена (1699—1779) можно отнести к рококо только с оговорками. «Рубенсисты», помимо прочего, подготовили почву и для возрождения интереса к натюрморту и жанровой живописи голландских и фламандских мастеров.

На протяжении всей своей долгой жизни Виже-Лебрен пользовалась огромной славой, которая привела ее чуть ли не в каждый уголок Европы, в том числе и в Россию, куда она бежала от Французской революции. Виже написала «Герцогиню де Полиньяк»

Голубой период Пикассо