Художники эпохи Просвещения Живопись французского рококо Жермен Боффран Франсиско Гойя Романтическая скульптура Поздние работы Моне Поль Сезанн. «Натюрморт с яблоками» Одри Бердслей. «Саломея»

Художники эпохи Просвещения


Французская пейзажная живопись. Поскольку романтики поклонялись природе, самым характерным жанром для этого направления стала пейзажная живопись. Романтики считали, что Божьи законы запечатлены в природе и открываются нам в ней. Хотя эта вера, известная под названием «пантеизм», возникла еще в эпоху Просвещения, она основывалась не на рациональной мысли, а на субъективном опыте, и взывала не к разуму, а к чувству, что лишь усиливало ее привлекательность.

Камилл Коро. «Папиньо». 1826 г. Холст, масло. 33 х 40 см. Частное собрание

Стремясь выразить чувства, навеваемые природой, романтики старались писать пейзажи с возможно большей достоверностью в отличие от неоклассицистов, которые строили изображение в соответствии с принятыми эталонами прекрасного и привязывали пейзаж к историческим событиям. При этом и романтики позволяли себе свободно изменять пейзаж в соответствии с тем, что диктовало им воображение — это был единственный критерий, который они признавали — с целью создать у зрителей возвышенное настроение. Ничто не внушало романтикам столь страстного вдохновения, как пейзаж, людям же удавалось соперничать с природой на полотнах величайших мастеров исторической живописи. Таким образом, можно сделать заключение, что в предшествовавшем — XVIII — веке пейзаж еще находился за пределами изобразительных и эмоциональных возможностей.

Коро. Первым и, несомненно, величайшим французским романтиком-пейзажистом был Камил Коро (1796-1875). В 1825 году он уехал в Италию и два года изучал окрестности Рима, как это делал Клод Лорен. Но то, что Клод изображал в рисунках — состояние данного места в данное время — Коро запечатлел в живописи — это небольшие холсты, написанные, не сходя с места, за час или два (илл. 345). По своим размерам и непосредственности эти работы Коро сродни эскизам маслом Констебла (см. илл. 365), но они основаны на других традициях. Если Констебл, рассматривая природу, делал упор на то, что «небо является главным органом чувств» — принцип, почерпнутый из голландских пейзажей XVII века — то характерное для Коро стремление к архитектурной ясности и стабильности снова напоминает нам о рисунках Клода. Но и Коро тоже настаивает на «правде каждого мгновения». Его тонкая на
блюдательность и готовность перенести на холст любой пейзаж, понравившийся ему во время прогулок, говорит о такой же невозможности противостоять непосредственному зрительному впечатлению, которую мы находим у Констебля. Неоклассицисты тоже писали этюды маслом на пленэре. В отличие от них Коро в начале своей карьеры не преобразовал свои наброски в идеализированные пасторальные пейзажи, хотя позднее ему пришлось к этому прибегнуть. Его готовность рассматривать такие наброски, как самостоятельные произведения искусства, тоже выдает в нем романтика.

Полотна Делакруа отражают тенденцию, которая постепенно стала доминировать в романтическом течении: все усиливающий отход от современной жизни

Милле и барбизонцы ратовали за возвращение к природе, видя в этом средство спастись от бед, которые несли с собой индустриализация и урбанизация. Несмотря на консервативные взгляды барбизонцев, народная революция 1848 года вознесла их на новые высоты французского искусства. Англия так же рано начала культивировать у себя романтизм, как когда-то неоклассицизм.

Фактически один из первых представителей английского романтизма Джон Генри Фюзели (1741—1826) был современником Уэста и Копли.


Голубой период Пикассо