Художники эпохи Просвещения Живопись французского рококо Жермен Боффран Франсиско Гойя Романтическая скульптура Поздние работы Моне Поль Сезанн. «Натюрморт с яблоками» Одри Бердслей. «Саломея»

Художники эпохи Просвещения


Скульптура

В отличие от живописцев, скульпторы-неоклассицисты были обескуражены тем значением, которое после трудов Винкельмана стали придавать античным статуям. Как соперничать с этими творениями, признанными вершиной скульптурного мастерства?

Жан-Антуан Гудон. «Вольтер». 1781 г. Терракотовая модель для мрамора. Высота 119,4 см. Музей Фабра. Монпелье. Париж

Гудон. Из сказанного выше можно предположить, что наиболее жизнеспособным жанром для скульпторов-неоклассицистов должна была стать портретная скульптура. Самый выдающийся ее представитель Жан-Антуан Гудон (1741—1828) отличался столь же острым проникновением в суть человеческого характера, каким прославился Куа- зево (см. илл. 310). В прекрасной статуе сидящего Вольтера (илл. 331) Гудон воздает должное насмешливому скепсису и уму этого мудреца, а классическая драпировка, окутывающая фигуру и призванная подчеркнуть равенство Вольтера с философами древности, нисколько не коробит, ибо она накинута на плечи сидящего так же непринужденно, как домашний халат.

Во Франции рационалистическое движение возникло несколько позже, что свидетельствует о возросшем значении Англии для архитектуры Европы. Первым грандиозным сооружением неоклассицизма во Франции явился Пантеон, возведенный в Париже Жаком-Жерменом Суффло Все это привело к появлению нового стиля в убранстве интерьеров, лучшие образцы которого мы видим в творчестве англичанина Роберта Адама (1728—1792), в частности в декоре парадной гостиной в Хоум-хаусе.

Англия первой отдала дань и следующей стадии неоклассицизма — возрождению античной греческой архитектуры, но уже в небольших масштабах.


Голубой период Пикассо